3. Методы построения поверхностей |
3.2. Фактурные построения
|
В машинной
графике
фактурой
называют
детализацию
построения
поверхности.
Наибольшее
распространение
получили
следующие
два способа
детализации. Первый состоит в том, что на ровную поверхность наносят ранее заданный узор. После эта поверхность все равно остается ровной. Наложение узора на ровную поверхность выполняется с помощью функции отображения. Второй способ детализации заключается в создании неровностей на поверхности. Такие шероховатые поверхности реализуются путем внесения изменения в параметры, которые задают поверхность. Впервые
метод для
нанесения
узора на
поверхность
предложил
Кетмул. Главным при нанесении на поверхность есть отображение, поэтому в данном случае задача приводится к преобразованию системы координат. Если рисунок задан в прямоугольной системе координат (u,w), а поверхность во второй прямоугольной системе координат (Q,j), то для нанесения рисунка на поверхность надо найти или задать функцию отображения одного пространства на другое, т.е. Q=f(u,w), или Конечно, хотя и необязательно, предполагается, что функция отображения линейна: Q=Au+B, j=Cw+D, где коэффициенты A, B, C, D находят из соотношения между двумя известными точками в системах координат. Рассмотрим
конкретный
пример. Узор представляет собой простую сетку из прямых, которые пересекаются (рис.3.4). Параметрическое представление октанта сферы: Y = cosj, Z
= cos sinj. Пусть функция отображения линейная, то есть Q
= Au + B,
j
= Cw + D и
углы узора
переходят в
углы
октанта u
= 0, w
= 0 u
= 1, w
= 0 u = 0, w = 1 при Q = 0, j = p/4, u
= 1, w
= 1
при
Q
= p/2,
j = p/4.
Рис. 3.4. Формирование поверхности Отсюда A=p/2,
B=0, C= -p/4,
D=p/2. Обратное преобразование имеет вид u=Q/(p/2), w=(p/2–j)/p4. В этом
методе
рисунок
наносится
на ровную
поверхность
и она после
этого
остается
ровной. Для
того чтобы
поверхность
казалась
неровной
(шероховатой),
можно
оцифровать
фотографию
нерегулярной
фактуры и
отобразить
ее на
поверхность. Блик строит новую поверхность, которая имеет вид шероховатой, внося в направлении нормали функцию возмущения P(u,w). В качестве Р
можно
использовать
почти
каждую
функцию, у
которой
присутствуют
частичные
производные. Одним из последних методов построения нерегулярностей основан на фрактальных поверхностях. Фрактальная поверхность строится из случайно заданных полигональных или биполиномиальных поверхностей. С помощью фрактальных поверхностей изображаются природные объекты – камень, деревья, тучи. |
Контрольные
вопросы. |
1. Какую
функцию
наиболее
целесообразно
выбрать для
функции
отображения? 2. Как
задается
фактурная
сетка? 3. Какие методы применяют для построения шероховатых поверхностей? |