7. Реализация интерактивного режима

7.1. Диалог и его основные характеристики

 

 

Диалогом человека с ЭВМ считают такой процесс обмена сообщениями между ними, при котором выполняются следующие условия:  

*  существует цель, для достижения которой инициируется диалог. При этом различают основную цель, которую ставит всегда человек, и промежуточные, которые могут быть поставленные также машиной. Например, ЭВМ может поставить перед пользователем цель: овладеть знаниями, необходимыми для достижения основной цели;  

*  роли информатора и потребителя информации (реципиента) поочередно выполняются человеком и ЭВМ;  

*  знания и умения, необходимые для достижения основной цели, имеются в партнеров по крайней мере «в сумме»;  

*  между партнерами достигнуто взаимопонимание, которое проявляется в знании каждым из них языка, с помощью которого происходит обмен информацией;  

*  основным или побочным результатом всякого диалога есть пополнение хотя бы одним из партнеров своих знаний, умений, навыков.  

К основным характеристикам, которые определяют процесс диалогового взаимодействия, относятся:  

*  оперативность;  

*  способность к управлению;  

*  готовность партнеров к самостоятельному выполнению действий по достижению основной цели диалога;  

*  способность партнеров к обучению.  

Оперативность определяется временами ответа (реакцией) партнеров на поставленный вопрос. Различают следующие значения этой характеристики: «двухсторонняя оперативность», «оперативность со стороны машины». Более критичным является значение оперативности со стороны ЭВМ, так как человеку свойственно ожидать мгновенной реакции системы на его действия или ее ответ. Иерархия значений времени реакции ЭВМ на действии пользователя, предложенная Миллером, содержит в себе три основных уровня ощущения нормального завершения работы:  

*  лексический, с временем реакции системы до 50 мс. Это, например, время появления эхо-отображения на экране дисплея для символа, который вводится с клавиатуры терминала, или начала мерцания выделенного графического элемента. Задержка или отсутствие ответа на действии данного класса раздражает пользователей и снижает эффективность работы;  

*  синтаксический, с временем ответа системы от 0.5 до 4 с, например, ответ на запрос произвести замену некоторого графического элемента, получение справочной информации или синтаксический анализ введенной команды;  

*  семантический – это вопросы, на которое пользователь ожидает серьезных, разумных ответов. Время реакции больше 10 с. Задержка ответа в этом случае используется человеком для обдумывания возможных стратегий поведения в зависимости от ответа. Для предотвращения панического восприятия паузы, машина приблизительно каждые 10 с должна выдавать пользователю подтверждения нормальной работы.  

Состоятельность к управлению выражается в состоятельности к выдаче таких команд и (или) вопросов партнеру, которые обеспечивали бы выполнение последним некоторых действий, направленных на достижение целей диалога.  

Готовность партнеров к самостоятельному выполнению действий по достижению целей диалога зависит от опыта пользователя, а также от комплекса программных средств, которые обеспечивают диалоговое взаимодействие.  

Способность партнеров к обучению оценивается двухсторонне: способность к обучению ЭВМ, способность к обучению человеком. Эта характеристика диалога проявляется в том, что в одного из партнеров (или в обоих) в процессе взаимодействия повышается уровень готовности к самостоятельному достижению цели диалога или повышается способность к управлению.

Контрольные  вопросы.

1.  Назовите основные условия реализации диалога.  

2.  Назовите основные характеристики, которые определяют процесс диалогового взаимодействия.

3.  Какие действия возможно выполнить на лексическом, синтаксическом и семантическом уровнях?

     Содержание