7. Реализация интерактивного режима |
7.4. Программная имитация устройств ввода
|
Для
эффективной
реализации
диалогового
взаимодействия
используют
различные
устройства
ввода
графической
информации.
Рис.
7.1.
Предэкранная
оптоэлектронная
сенсорная
панель. При касании
оператором
панели
выполняется
ввод в ЭВМ
координат Х
и Y
положения
объекта на
экране. Режим
позиционирования
состоит в
установлении
графического
маркера в
заданную
точку
экранной
системы
координат.
Учитывая,
что для
этого
используется
ограниченное
количество
оптоэлектронных
пар,
процедура
позиционирования
включает в
себя два
этапа: «грубое»
позиционирование
и “точное”
позиционирование. Во время
первого
этапа
оператор
устанавливает
регистрирующий
орган в
необходимую
точку
экрану. При
этом
графический
маркер
перемещается
в начало
макрозоны,
которые
образовывают
оптоэлектронные
пары. Во
время
второго
этапа (переключение
возможно
различными
путями,
например, с
использованием
кнопки или
автоматически
– после
перемещения
регистрирующего
органа из
активной
зоны)
оператор
перемещает
регистрирующий
орган в
направлении
необходимой
позиции
графического
маркера. При
этом каждое
перемещение
макрозоны
обусловливает
перемещение
маркер на
один пиксел
в том же
направлении. Обозначим
через n
– количество
оптоэлектронных
пар, которое
необходимо
обеспечить
для одной из
сторон
экрана,
который
включает N
точек. Тогда
отношение N/n
– определяет
размер
макрозоны
для режима
позиционирования.
Для
обеспечения
идентификации
каждой
точки
макрозоны
отношение N/n
необходимо
приравнивать
n,
Рис.
7.2. Трекболл В режиме
программной
имитации
режима
трекбола
оператора
выполняет
перемещение
регистрирующего
органа в
координатном
пространстве
предэкранной
сенсорной
панели в
направлении
необходимого
перемещения
графического
маркера. При
этом с
помощью
предэкранной
панели
через
выделенный
промежуток
времени
DT
снимаются
значения
координат
регистрирующего
органа в
начале
интервала и
в его
конечной
точке.
Вычислительными
средствами
рассчитывают
разность
координат,
которая
совместно
со знаками
задает
направление
движения
графического
маркера, а
модуль
разности –
скорость
его
перемещения. При достижении маркером выбранной заданной зоны оператор помещает в зоне предэкранной сенсорной панели орган регистрации и удерживает его неподвижно. Поскольку в данном случае перемещения не имеет места, то разность координат регистрирующего органа равна нулю, что приведет к остановке перемещения графического маркера на экране. Устройство
ввода типа “джойстик”
(рис.7.3)
обеспечивает
перемещение
графического
маркера в
направлении
наклонения
рукоятки с
скоростью,
которая
пропорциональна
углу
наклона.
Рис.
7.3. Джойстик В режиме
программной
имитации
джойстика
условный
центр
последнего
размещают в
центре
экранной
системы
координат.
При
необходимости
перемещения
графического
маркер в
заданном
направлении
оператор
помещает
регистрирующий
орган на
такую
позицию,
которая
относительно
условного
центра
джойстика
имеет такое
же
направление.
В этом
случае
отдаления D
регистрирующего
органа от
центра
экранной
системы
координат
определяет
скорость
перемещения
графического
маркера (рис.7.4).
Рис.
7.4. Задание
для
перемещения
маркера При
необходимости
остановки
маркера
оператор
помещает
регистрирующий
орган в
условный
центр
джойстика.
Поскольку в
этом случае |
Контрольные
вопросы. |
1.
Дайте
характеристику
основным
устройствам
ввода
графической
информации. 2. Как
определяется
необходимое
количество
оптоэлектронных
пар для
реализации
режима
точного
позиционирования? 3. Как осуществляется программная имитация режимов "трекбол", "джойстик" с использованием предэкранной сенсорной панели? |