2. Процедуры машинной графики |
||
2.1. Афинные преобразования
|
||
Аффинные
преобразования
находят
широкое
применение
в задачах
машинной
графики.
Наибольшего
распространения
приобрели
частичные
случаи
аффинных
преобразований:
сдвиг,
поворот,
масштабирование. Пусть
на
плоскости
заданна
начальная
система
координат 0ХY
и
некоторая
новая
система
координат 01X1Y1.
Тогда
преобразование,
которое
состоит в
том, что
точке P
плоскости
ставится в
соответствие
точка P1,
которая в
новой
системе
имеет такие
же
координаты,
как и точка P
в начальной,
называются
аффинными. Основные
свойства
аффинных
преобразований: * множество точек, которое в начальной системе координат удовлетворяет некоторому уравнению, переходит во множество точек, координаты которых в новой системе удовлетворяют такому же уравнению. При этом прямая переходит в прямую, плоскость в плоскость; * соотношение площадей и объемов геометрических фигур сохраняется; * сохраняется простое соотношение трех точек; * существует единственное преобразование плоскости, которое переводит тройку точек, которые не принадлежат одной прямой, в новую тройку точек, которые также не принадлежат прямой; *
если
начальная и
новая
системы
координат
есть
декартовыми
с
одинаковыми
единичными
отрезками
по осям, то
при
преобразованиях
сохраняются
все
метрические
свойства
геометрических
фигур. На
рис.2.1
изображены
геометрические
соотношения
между
начальной
системой 0XY
и системой
0X1Y1,
которую
получили
при
повороте
начальной
системы на
угол a. С
помощью
соотношений
на рис.2.1
получаем
систему
уравнений
что можно представить в матричном виде: При повороте изображения не всегда получают целочисленные координаты, что приводит к необходимости их округления. Функциональный
метод
поворота
изображения
исключает
из
вычислительного
процесса
выполнение
синусно-косинусных
преобразований
и «длинных»
операций.
Рис.
2.1. Поворот
системы
координат Сущность
метода
состоит в
следующем. Декартова
плоскость 1
и
соответствующая
ей система
координат ХОY
образованна
плоскостью
экрана
индикатора
изображения,
а декартова
плоскость 2
и
соответствующая
ей система
координат Х1О1Y1
– плоскостью
матрицы
светочувствительных
элементов (рис.2.2).
Рис.
2.2.
Функциональний
метод
поворота В начальный момент времени точка А1 с координатами Х1, Y1 отображается на экране индикатора. Матрица светочувствительных элементов, которая повернута по отношению к экрану на угол Dj, воспринимает точку в системе координат Х1О1Y1, по отношению к которой последняя имеет координаты Х11, Y11. Очевидно, что отображая на экране точку с координатами Х11, Y11, осуществляется поворот исходной точки на угол Dj в системе координат ХОY. Выполняя указанную процедуру для всех точек изображения, за время одного кадра осуществляется поворот изображения на угол Dj. За
счет
повторения
процесса n
раз, где n=j/Dj,
обеспечивается
поворот
изображения
на заданный
угол j. Поскольку
исходная и
новая
системы
координат
есть
прямоугольными
декартовыми
с
одинаковыми
единичными
отрезками
по осям, то
при
преобразовании
сохраняются
все
метрические
свойства
геометрических
фигур. Недостаток
функционального
метода
поворота
состоит в
относительно
большой
погрешности
преобразования. При масштабировании осуществляют увеличение или уменьшение размеров изображение согласно с преобразованиями вида
При
Kx=Ky=K
осуществляется
преобразование
подобия.
Изображение
увеличивается
в K
раз при K>1
и
уменьшается
при K<1. Точка сдвигается путем добавлением к каждой координате точки положительной или отрицательной константы: где
m,
n
–
значение
параметров
сдвига. |
||
Контрольные
вопросы. |
||
1. Какие преобразования относят к аффинным?2. Какие
основные
свойства
аффинных
преобразований? 3. Приведите
формулы для
поворота
точки
изображения
на угол a
против
часовой
стрелки. 4. Возможное
ли
совмещение
в одной
процедуре
различных
типов
аффинных
преобразований? 5. Как организуется скроллинг окна изображение? |
||